Юрист Кристина Майорова – о законности завышения цен в аэропортах
Российские аэропорты предложили утвердить правила, позволяющие выдворять из терминалов людей, которые навязывают свои услуги. «Выселения» посторонних бизнесменов требует Международная ассоциация аэропортов. Речь прежде всего – о неофициальных таксистах, попрошайках, посредниках при поиске жилья и прочих представителях «серого» бизнеса. Правда, у предпринимателей возникают опасения, что вместе с нелегалами могут пострадать и законопослушные граждане.
Если взять аренду, то она складывается из нескольких факторов, поясняет юрист Адвокатского бюро «Деловой фарватер» Кристина Майорова:
«Во-первых, стоимость аренды квадратного метра в аэропорту – гораздо выше, чем в городе, даже чем в центре. Во-вторых, некоторые аэропорты требуют от арендаторов выплаты процентов от прибыли, что заранее оговаривается в договоре. В-третьих, арендуя помещение на территории аэропорта, арендатор вынужден оплачивать и высокую стоимость логистических издержек, связанных с доставкой продукции, товаров, ингредиентов и даже сотрудников на территорию аэропорта. Особая сложность возникает, если ресторан расположен после зоны контроля, потому что там – свои сложности: особые пропуски, особый контроль и прочее»
И это – лишь понятные части. Есть и другие – вроде бы понятные, но прописанные двусмысленно, мягко говоря, продолжает Кристина Майорова.
«Часто в стоимость аренды входит так называемая коррупционная составляющая – например, завышенная оплата клининговых услуг, завышенная стоимость услуг охраны, сигнализации и прочего. И всё это требуют дополнительно от бизнеса без наличия каких-либо законных для этого оснований», – рассказывает юрист.
То есть никакое кафе не сможет сказать: «У нас своя уборщица или охранник». Режим объекта просто не позволяет такого многообразия. И цена охраны и уборки – такая, потому что такая. Спорить – чревато.
Но вряд ли желание получить максимум прибыли незаконное. Больше денег хотят все. Но не у всех это получается. И выходит, что высокие цены вроде как логичны. А почему – остается на уровне догадок, говорит юрист.
«Для нас, обывателей, отсутствует какой-то очень важный пласт информации – из чего складывается вот эта конечная стоимость аренды квадратного метра в аэропорту. То есть мы можем лишь предполагать», – поясняет Кристина Майорова.
Специфику аэропортов можно понять, замечает Кристина Майорова. Но куда девать закон о защите конкуренции при этом, задает она вопрос. Конкретно – его 10-ю статью.
«Каждая цена должна быть разумна и обоснована, она должна иметь законное обоснование – почему она такая высокая. Скорее всего, на территории аэропорта она может несколько отличаться, если действительно стоимость аренды выше, но, как показывает практика, наши предприятия общественного питания и прочие компании, которые ведут свою деятельность на территории аэропортов, значительным образом, в разы завышают ту небольшую разумную стоимость, которая могла быть выше в аэропорту, чем в Москве, тем самым нарушая закон», – рассказывает юрист.