Достаточно часто в основе претензий налоговых органов к проверяемой организации лежит выявление сделок с «проблемными» контрагентами, основной целью которых являлась умышленная неуплата налогов или уплата их в меньшем размере.
После введения в Налоговый кодекс статьи 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» для доначислений в случае выявления подобных сделок у налоговых органов появилось кодифицированное основание, так как раньше доказывание подобных нарушений производились исходя из разъяснений Пленума ВАС РФ, отраженных в Постановлении № 53 от 12.10.2006 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Согласно положениям п. 2 ст. 54.1 НК РФ применение вычетов по НДС и учёт расходов по налогу на прибыль организации возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
- основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата налога, т. е. имеется деловая цель
- обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону
В случае если налоговый орган докажет невыполнение данных условий, последуют доначисления по НДС и налогу на прибыль в размере НДС, принятого к вычету по таким сделкам, и стоимости товаров (работ, услуг), принятых в расходы для целей налогового учета.
Следует отметить, что при вынесении решений налоговые органы занимают жесткую позицию в отношении сделок с «проблемными» контрагентами, которые оспариваются по любым формальным основаниям.
Доводы налогоплательщика, подтверждающие факт выполнения договорных обязательств (поставка товаров, выполнение работ (услуг)), и следовательно, осуществление затрат для их выполнения налоговыми органами не рассматриваются, так как при доначислении налогов по сделкам с «проблемным» контрагентом налоговый орган не всегда оспаривает факт поставки товаров / выполнения работ / оказания услуг.
Налоговый орган обычно акцентирует внимание на том, что поставка товаров, выполнение работ (услуг) указанным юридическим лицом не осуществлялась, представленные документы подписаны неуполномоченными лицами, при заключении договоров проверяемым налогоплательщиком не была проявлена должная осмотрительность, следовательно, имеются основания полагать, что сведения, указанные в представленных документах (в том числе, стоимость товаров / работ / услуг), не соответствуют действительности.
Обращайтесь сейчас — внесем ясность и дадим четкий план уже на первом звонке.
Рассчитать сумму налоговых претензий за использование схем налоговой оптимизации к организации, применяющей основную систему налогообложения, можно по следующим формулам:
S = перечисленная контрагенту сумма денежных средств
НДС = S * (1-1\1.2) = S * 0.1667
Налог на прибыль = (S — НДС) * 0,25
Штраф = (НДС + налог на прибыль) * 0,2 (0,4 — при умышленном нарушении)
Пени = (НДС + налог на прибыль) * 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России * 30 + 1/150 действующей ставки рефинансирования Банка России * Количество дней просрочки начиная с 31-го дня + 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России * Количество дней просрочки начиная с 91-го дня.
Общая сумма доначислений по результатам проверки = НДС + налог на прибыль + штраф + пени.
Таким образом, общая сумма доначислений в бюджет (налоги, штрафы, пени) по результатам выездной налоговой проверки может составить 10-50% от годовой выручки организации. В таких случаях выполнить требование налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа организация может быть не в состоянии.