Одно из самых неприятных событий в предпринимательской деятельности — проведение выездной налоговой проверки. В одних организациях она может быть инициирована несколько раз, в других — ни разу. Процедура сопряжена с глубоким анализом финансово-хозяйственной деятельности, изучением договоров и первичных документов, допросами должностных лиц. Ошибки или неполное отражение операций почти всегда приводят к доначислению налогов, пеней и штрафов. Именно поэтому грамотная правовая подготовка и сопровождение проверки играют важную роль в защите интересов бизнеса.
 
	
Что такое выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка (ВНП) — одна из форм налогового контроля, которая проводится на основании решения ФНС. В большинстве случаев выездная налоговая проверка проходит на территории местонахождения налогоплательщика. ВНП ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также право проведения ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы.Объектами выездной налоговой проверки обычно являются налогоплательщики: ИП, юрлица, налоговые агенты и пр.
Как правило, именно в период выездной налоговой проверки и выявляются нарушения, обусловленные стремлением компаний уклониться от налогообложения (Определение КС РФ от 18 июля 2019 года № 2116-О).
Обращайтесь сейчас — внесем ясность и дадим четкий план уже на первом звонке.
Перед началом ВНП инспекторы ФНС уже обладают информацией о возможных правонарушениях, совершенных налогоплательщиком, и в рамках ВНП ориентированы преимущественно на сбор доказательств таких нарушений, а также выяснение обстоятельств их совершения, наличие / отсутствие умысла в деяниях.
По данным ФНС за первый квартал 2025 года, тренд на высокую результативность ВНП сохраняется:
|  | 2024 год | 2025 год | |
|---|---|---|---|
| По России | Количество проверок | 1002 | 1148 | 
| Проверки с доначислениями | 985 | 1131 | |
| Проверки с доначислениями (%) | 98% | 99% | |
| Средняя сумма доначислений | 63 млн ₽ | 79 млн ₽ | |
| По Москве | Количество проверок | 240 | 359 | 
| Проверки с доначислениями | 233 | 352 | |
| Проверки с доначислениями (%) | 97% | 98% | |
| Средняя сумма доначислений | 88 млн ₽ | 115 млн ₽ | 
По каким критериям назначается ВНП
Установлено 12 критериев, по которым оценивают налогоплательщиков. В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов эти критерии являются общедоступными и служат одновременно для самоконтроля налогоплательщиков и исключения самопроизвольного вмешательства в хозяйственную деятельность организаций со стороны ФНС.
Выездная налоговая проверка проводится в случае наличия показателей, которые приведены в рамках Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Все критерии условно можно разделить на 3 группы:
- Группа 1. Критерии, которые применяют как к организациям, так и к ИП (например, среднемесячная зарплата на одного работника ниже среднеотраслевого показателя)
- Группа 2. Критерии для организаций (например, рентабельность продаж и активов фирмы ниже среднеотраслевого показателя)
- Группа 3. Критерий для ИП по доле профессионального вычета в сумме доходов
Так, выездная налоговая проверка назначается, например, при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
Сравнить свою рентабельность продаж можно с помощью интернет-сервиса налоговой службы «Прозрачный бизнес». Если рентабельность существенно ниже средней по отрасли, то могут попросить это пояснить или включить в план выездных проверок (п. 11 Общедоступных критериев оценки рисков).
Другим фактором из 12 установленных в Концепции для назначения ВНП выступает ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (п.12 Общедоступных критериев оценки рисков).
При оценке рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность
- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.) и др. признаки
Так выглядит перечень общедоступных критериев оценки рисков, которые могут послужить основанием для того, чтобы было вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки:
- Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже среднеотраслевого уровня (по виду экономической деятельности)
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких отчетных периодов
- Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ, услуг
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ
- Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предусматривающих право применять специальный налоговый режим
- Отражение ИП суммы расходов, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за год
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных деловых целей
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление ФНС о выявлении несоответствия показательной деятельности
- «Миграция» между налоговыми органами
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для указанной сферы деятельности по статистической информации
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
Обращайтесь сейчас — внесем ясность и дадим четкий план уже на первом звонке.
Чем больше совпадений, тем больше вероятность, что будет назначена выездная налоговая проверка. Проверяющие могут использовать и другие критерии оценки. Например, это может быть превышение доли вычетов по НДС над средней долей по региону или ваша группа риска по НДС (высокая, средняя или низкая). Ее присваивает программа «АСК НДС-2», которая в автоматическом режиме:
- проверяет декларации по НДС
- устанавливает правильность либо ошибки в расчетах суммы НДС
- показывает, заявлены ли вычеты (возмещение) по нему (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@)
При проверке «АСК НДС-2» анализирует данные деклараций по НДС как самого налогоплательщика, так и его контрагентов в «цепочке» поставщиков (заказчиков). Она сравнивает показатели счетов-фактур, книг покупок и продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур посредников с аналогичными данными у контрагентов.
Цель такой перекрестной проверки — узнать:
- правильно ли был исчислен и уплачен налог в бюджет
- правомерность заявления вычетов по НДС по операциям, по которым контрагент не уплатил налог в бюджет (в том числе из-за того, что их не было в реальности)
Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при проведении ВНП служит установленный ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда. Названный принцип предоставляет подконтрольным экономическим субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников ФНС, осуществляющих контрольные мероприятия.
 
					Что может быть предметом ВНП
Предметом ВНП является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Представители ФНС не вправе проводить две и более ВНП по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух ВНП в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России.
Проверку могут провести как по одному конкретному налогу, сбору или взносу, так и по всем. В отличие от камеральной проверки, ФНС может назначить повторную ВНП в следующих случаях:
- для контроля за работой инспекции, которая ранее провела у вас выездную проверку
- в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета)
КС РФ подчеркнул, что повторная проверка, организованная вышестоящими инстанциями для контроля действий нижестоящих ведомств, должна соответствовать принципам необходимости, обоснованности и законности, чтобы не стать необоснованным бременем для проверяемых лиц (определение Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 года № 527-О).
За какой период могут проверить налоги при ВНП
По общему правилу максимальный период, который могут охватить выездной проверкой (глубина проверки) — не больше 3 календарных лет, предшествующих году вынесения решения о ее проведении.
Кроме того, проверяет налоговая при выездной проверке деятельность филиалов и представительств организаций как в рамках основной проверки налогоплательщика, так и в рамках самостоятельной проверки филиалов, представительств налогоплательщика.
По закону срок выездной налоговой проверки, которая проводится по месту нахождения налогоплательщика, не может превышать 2 месяца, при этом указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев.
 
					Полномочия налоговых органов при ВНП
При выездной проверке у инспекторов самые широкие полномочия — они могут проводить практически все мероприятия налогового контроля, а именно:
- истребовать документы и информацию у налогоплательщика, его контрагентов, иных лиц
- допрашивать свидетелей
- осматривать помещения, территорию, предметы
- изымать документы и предметы
- проводить экспертизу
- привлекать к участию специалиста
Более того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции, поэтому при выборе юридической компании стоит обратить внимание, есть ли у нее уголовная практика. В АБ «Деловой фарватер» налоговая и уголовная практика работают сообща, поэтому в случае необходимости мы сможем защитить ваши интересы и проследить, чтобы со стороны контролирующих органов не было нарушений.
Чем заканчивается ВНП
В последний день проверки составляется справка. Акт выездной проверки налоговые органы составят в течение 2 месяцев с даты получения справки. Вместе с Актом проверяемая организация получит извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
После получения Акта у компании есть 1 месяц на подачу возражений по Акту, в которых налогоплательщиком должна быть сформулирована правовая позиция к предъявленным налоговым органом претензиям со ссылками на закон, письма Минфина и ФНС, судебные акты, с приложением копий подтверждающих документов.
Также налогоплательщик может представить дополнительные доказательства, являющиеся основаниями для исключения ответственности или применения смягчающих обстоятельств с целью снижения размера штрафа.
Рассмотрение материалов налоговой проверки могут продлить или отложить на месяц. Далее следует вынесение решения по результатам выездной налоговой проверке о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Дополнительные мероприятия налогового контроля назначат, если после рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС затрудняется принять итоговое решение. Перечень и срок дополнительных мероприятий укажут в решении об их проведении, но он не может быть больше месяца. Дополнительные мероприятия также заканчиваются вынесением отдельного документа – дополнения к Акту, по которому может быть подано возражение.
Обращайтесь сейчас — внесем ясность и дадим четкий план уже на первом звонке.
Затем принимается окончательное решение:
- о привлечении компании к ответственности за налоговое правонарушение
- об отказе в привлечении компании к ответственности за налоговое правонарушение
Как указал недавно Верховный суд РФ, если сроки совершения определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля, в том числе сроки рассмотрения материалов проверки и принятия решения по ней, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в своей совокупности превысили двухлетний срок, предусмотренный абзацем третьим пункта 1 статьи 47 НК РФ, то в таком случае налоговый орган утрачивает право на принудительное взыскание задолженности как во внесудебном, так и в судебном порядке (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 04.06.2024 № 301-ЭС23-26689 по делу № А38-5256/2022).
 
						
 
                                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                       
                      

 
           
							 
			   
			 
      