Первичные консультации по защите бизнеса — бесплатные.
на ваши вопросы
по телефону:
НДС играет одну из основных ролей при формировании доходов бюджета РФ. По официальным данным ФНС России НДС занимает 3-е место по поступлениям в консолидированный бюджет РФ.
Неудивительно, что в последнее время контроль за поступлением бюджет не только не ослабился, но и возрос.
В нынешней экономической ситуации особый контроль в работе налоговых органов направлен на пресечение нарушений налогового законодательства, в том числе незаконного возмещения НДС. В этой связи даже добросовестные налогоплательщики могут столкнуться со сложностями, связанными с возмещением НДС из бюджета, при этом позиция налоговых органов по данному вопросу остается неизменна и заключается в выявлении любых формальных оснований для отказа в возмещении НДС.
В последние годы налоговые органы все шире используют автоматизированные системы при контроле за вычетами и возмещением НДС. Программный комплекс сверяет все имеющиеся у него данные между декларациями, книгами покупок и книгами продаж различных организаций-контрагентов. При наличии расхождений программа в автоматическом режиме формирует требование о представлении пояснений в связи с выявленными расхождениями. Таким способом налоговая служба борется с фирмами-однодневками еще на стадии представления отчетности в налоговые органы. В этой связи налогоплательщики нередко сталкиваются со сложностями при представлении в налоговые органы деклараций по НДС, даже в случае заявления НДС к уплате, а в случае подачи налогоплательщиком налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога из бюджета, пристального налогового контроля не избежать.
Изначально подобная жесткая позиция была продиктована необходимостью борьбы с преступными группами, которые организовывали незаконные схемы возмещения НДС из бюджета, нанося существенный вред интересам государства. Данная проблема была кардинально решена негласным указанием налоговым органам при любой возможности отказывать в возмещении НДС.
В результате возместить НДС в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ, в настоящее время крайне затруднительно даже для добросовестных налогоплательщиков. Организации вынуждены постоянно судиться с налоговыми органами, добиваясь реализации своего права на возмещение НДС.
При этом на организации, обжалующие отказ налогового органа в возмещении НДС в судебном порядке, оказывается серьезное давление со стороны налоговых органов. Например, назначаются выездные налоговые проверки, в ходе которых проверяется вся деятельность организации, а не только сделки, послужившие основанием для возмещения НДС. По результатам таких выездных налоговых проверок организация вместо возмещения НДС, как правило, получает доначисление налогов. Также известны случаи, когда руководителей предприятий, возмещающих крупные суммы НДС, вызывали в налоговые органы и «рекомендовали» им перевестись на налоговый учет в другую налоговую инспекцию.
Пристальное внимание к организациям, возмещающим НДС, уделяют и подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ОЭБиПК), в которых данное направление находится на особом контроле.
Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем руководителям организаций разумно оценивать заманчивые предложения от различных малопонятных структур оказать содействие в возмещении НДС в изначально безнадежных с юридической точки зрения ситуациях или организовать абсолютно «безопасную» схему возмещения НДС.
В таких случаях возмещение НДС может с большой степенью вероятности закончиться возбуждением уголовного дела, причем, как правило, подобные действия квалифицируются правоохранительными органами по ч. 3 или ч. 4 ст. 159 УК как совершенные в крупном и особо крупном размере (возмещенный НДС превышает 250 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно).
Более того, при определенных условиях уголовные дела возбуждаются, даже если налоговый орган выносит решение об отказе в возмещении НДС. В этом случае уголовное законодательство расценивает действия руководителя организации как покушение на мошенничество, которое не было доведено до конца по не зависящим от него обстоятельствам (ч. 3 ст. 30, ч.3 или ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Поэтому для того чтобы избежать описанных выше серьезных правовых последствий, заявлять требования о возмещении НДС из бюджета имеет смысл только в том случае, если ваша организация действительно имеет законное право на возмещение, которое возникло в результате нормальной хозяйственной деятельности организации, а не было искусственно создано с использованием различных незаконных схем.
Специалисты АБ «Деловой фарватер» готовы оказать вам комплекс юридических услуг по сопровождению процедуры возмещения НДС из бюджета, которая осуществляется в несколько этапов:
На основании документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, а также дополнительной информации, полученной в ходе консультации, наши специалисты оценят перспективу возмещения НДС в досудебном или судебном порядке и определят стоимость наших услуг.
В большинстве случаев мы можем оказать эффективную помощь налогоплательщику при обращении к нам на любом этапе процедуры подтверждения права налогоплательщика на возмещение НДС. Достаточно часто мы можем найти правовые основания для отмены в судебном порядке решения налогового органа об отказе в возмещении НДС, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки.
Тем не менее, мы рекомендуем по возможности обращаться за профессиональной юридической помощью до подачи налоговой декларации с заявленными вычетами. Идеальным является обращение к специалистам еще до совершения хозяйственных операций, по результатам которых организация планирует осуществлять возмещение НДС из бюджета, так как изначально допущенные ошибки в схемах взаиморасчетов и оформлении документов довольно часто делают задачу возмещения НДС крайне затруднительной и дорогостоящей или вообще невыполнимой.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
В соответствии со ст. 88 НК РФ подача налоговой декларации по НДС, в которой указана сумма налога к возмещению из бюджета, и заявления о возврате НДС автоматически влечет проведение камеральной налоговой проверки, которая проводится на основании поданной декларации и документов, представленных налогоплательщиком.
Если при проведении камеральной проверки не установлены нарушения в расчете и уплате НДС, то проверка заканчивается, и в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении НДС (п. 2 ст. 176 НК).
Казалось бы, особых сложностей возмещение НДС вызывать не должно, но учитывая позицию налоговых органов, серьезные сложности с возмещением НДС налоговым органом возникают практически у всех организаций, имеющих законное право на возмещение НДС.
Камеральные налоговые проверки проводятся с особой тщательностью, и основанием для отказа в возмещении НДС может послужить любое формальное нарушение требований налогового законодательства, не говоря уже о наличии в цепочке поставщиков товаров/услуг организаций, которые не уплатили НДС, что является однозначным основанием для отказа в возмещении НДС проверяемой организации.
Все решения налоговых органов о возмещении НДС подвергаются тщательным проверкам со стороны вышестоящих и контролирующих органов. Поэтому налоговой инспекции проще отказать в возмещении НДС по формальным основаниям и проиграть дело в арбитражном суде, чем вынести решение о возмещении НДС.
Очевидно, что принятие налоговым органом решения о возмещении НДС позволяет налогоплательщику достаточно быстро получить денежные средства на свой расчетный счет, что на практике бывает крайне редко.
В случае если применение налоговых вычетов по НДС будет признано необоснованным, налоговый орган составляет акт налоговой проверки. После рассмотрения данного акта и возражений налогоплательщика в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ налоговый орган выносит решение о полном или частичном отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению.
Действующее законодательство предусматривает право налогоплательщика обжаловать решение налоговой инспекции путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган и обжалования решения налогового орган в суд. К сожалению, на практике вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, практически всегда оставляет в силе решение нижестоящего налогового органа. В этом случае налогоплательщики вынуждены либо согласиться с решением налогового органа, либо обжаловать его дальше в судебном порядке.
Чаще всего налогоплательщики сталкиваются с необходимостью обжалования решений налоговых органов об отказе в возмещении НДС путем обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом судебное разбирательство может длиться несколько месяцев, и для обоснования права на возмещение НДС от организации может потребоваться представление дополнительных документов и объяснений, что может затянуть рассмотрения спора в суде на несколько месяцев.
Как правило, в случаях отказа в возмещении НДС по формальным основаниям арбитражные суды выносят решения в пользу налогоплательщиков. Но при наличии малейших подозрений в законности осуществляемых организацией и ее контрагентами хозяйственных операций арбитражные суды, как правило, встают на сторону налоговых органов.
Также следует отметить, что даже если арбитражный суд сочтет основания для отказа в возмещении НДС необоснованными и примет решение в пользу налогоплательщика, это не мешает налоговому органу вынести решение об отказе в возмещении НДС за следующий налоговый период по тем же самым основаниям.
В отдельных случаях возмещение НДС осуществляется поэтапно, то есть налоговый орган принимает решение о возмещении НДС частично, а в оставшейся части право на возмещение НДС отстаивается организациями в судебном порядке. Однако необходимо отметить, что для оценки судебных перспектив в каждом конкретном случае необходима тщательная правовая оценка имеющихся документов.
Наши специалисты оказывают юридические услуги по сопровождению процедуры возмещения НДС из бюджета для организаций, зарегистрированных в различных субъектах РФ. С условиями работы с региональными клиентами вы можете ознакомиться здесь.
Первичные консультации с адвокатом по вопросам возмещения НДС проводятся бесплатно.
Мы рады ответить на ваши вопросы по телефону +7 (495) 929-70-50 или по почте inform@delfarvater.ru
Отправьте вопрос
адвокату
прямо сейчас
Мы на связи круглосуточно*Круглосуточная поддержка – только для действующих клиентов*
+7 (495) 929-70-50
Что еще вам может быть интересно про нас:
Хотите, мы вам перезвоним?
Заказать звонокЗдравствуйте!
Мы готовы проконсультировать вас бесплатно по телефону и даже в офисе!
Возможно, этого будет достаточно, и вам не придется тратить деньги на платные консультации!
Узнайте о своих правах и получите план действий
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных
Закажите семинар
«Защита бизнеса от проверок налоговых и правоохранительных органов»
Отправьте заявку, и наш специалист перезвонит вам, чтобы обсудить подробности и стоимость
Первичные консультации по защите бизнеса — бесплатные.
Задайте вопрос – это БЕСПЛАТНО!