Предпроверочный анализ является одной из форм контроля, осуществляемого налоговыми органами перед проведением камеральных и выездных налоговых проверок.
Предпроверочный анализ представляет собой изучение деятельности и правоустанавливающих документов организаций на предмет сокрытия информации о хозяйственной деятельности компании, незаконной оптимизации налогов и иных нарушений налогового законодательства.
Преимущества такого анализа заключаются в том, что он позволяет налоговым органам избежать большого количества выездных проверок, а представителям бизнеса - регулярно мониторить деятельность компании, проверять отчетность и корректность сообщаемой информации государственным органам.
Кроме того, проведение предпроверочного мониторинга способствует результативности деятельности органов и должностных лиц ФНС.
В российском налоговом законодательстве нет конкретного определения предпроверочного анализа. Этот термин упоминается лишь в локальных актах и рекомендациях ФНС России.Критерии проведения предпроверочного анализа и налоговых проверок закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Что в себя включает предпроверочный анализ?
Предпроверочный анализ охватывает факты финансово-хозяйственной жизни организации за три года, предшествующие году выездной налоговой проверки. В целях проведения всестороннего контроля должностными лицами используются следующие процессуальные инструменты:
- анализ информации из внешних источников;
- истребование документов у контрагентов проверяемого лица, государственных органов, кредитных учреждений в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. Судами, а также ФНС подтверждена законность требования о представлении документов для предпроверочного мониторинга без указания целей их использования.
- осмотр территорий, помещений проверяемого лица в соответствии со ст. 92 НК РФ;
- допрос свидетелей в соответствии со ст. 90 НК РФ, в том числе контрагентов, работников организации;
- вызов проверяемых лиц и компаний в филиалы и отделения налоговых органов для уточнения причин нарушений законодательства, несоответствия требованиям фискальных агентов в соответствии со ст. 31 НК РФ.
Все эти способы направлены на формирование единого понимания должностных лиц о статусе компании - налогоплательщика: ее прибыли, имущества и активов, официально трудоустроенных работников в штате.
Механизмы предпроверочного анализа, которые используются в структурах ФНС:
Стоит отметить, что в настоящее время предпроверочный анализ все больше и больше подвергается автоматизации с помощью следующих программ:
- СУР АСК НДС-2: используется инспекторами ФНС для обнаружения компаний - “однодневок”, уклоняющихся от выплаты НДС. Программа распределяет юридические лица на три группы, в зависимости от значительности нарушений и степени риска прохождения выездной налоговой проверки.
- АСК НДС-2: систематизирует расчетные документы организации: счета-фактуры, налоговые декларации, правоустанавливающие документы (договоры, соглашения, выписки) и на их основе определяет разрывы уплаты налогов в цепочке расчетов компании с контрагентами. На выходе инспектор ФНС получает заключение о неправомерных вычетах по налогу на добавленную стоимость.
- АИС Налог - 3: платформа, объединяющая информацию по организациям из разных источников. Выявляет случаи незаконного снижения налоговой нагрузки и иных нарушений.
- ПК ВАИ: роботизированная программа, которая используется для отслеживания источников получения доходов. На основании этих данных инспекторы ФНС считают налоговую базу для доначисления налогов и штрафов.
Заключение по результатам предпроверочного анализа
Завершается предпроверочный анализ вынесением налоговыми органами заключения, в котором содержатся: факты хозяйственной деятельности компании, информация о выявленных нарушениях, суть нарушений и доказательственная база. Основываясь на перечисленном, налоговый орган принимает решение о целесообразности проведения выездной налоговой проверки.
Помимо вышеуказанной информации в заключении также отражается следующая информация:
- финансово-хозяйственные показатели организации
- подробности бизнес-взаимоотношений организации с контрагентами;
- сумма предполагаемых доначислений в случае назначения выездной налоговой проверки;
- количество кадровых ресурсов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки;
- мероприятия налогового контроля, которые необходимо провести в рамках выездной налоговой проверки;
- иные контрагенты, в отношении которых рекомендуется провести анализ в ходе выездной налоговой проверки.
Предпринимателям стоит обращать внимание на то, что как и сама процедура предпроверочного анализа, так и ее результаты являются конфиденциальной информацией. Заключения, которые выносятся ФНС по итогам предпроверочного мониторинга, носят локальный характер, используются структурными подразделениями ФНС и не передаются налогоплательщику для ознакомления. Это обстоятельство может является серьезным препятствием для реализации представителям бизнеса своих прав на судебную защиту.
Как подготовиться к предпроверочному анализу и защитить свои права?
Компания - налогоплательщик имеет возможность ознакомиться с Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», в котором содержится перечень критериев отбора представителями ФНС компаний для анализа и проверок. Мы советуем представителям бизнеса проверить свою организацию по следующим вопросам:
- Какая у компании налоговая нагрузка? Если она ниже, чем в среднем по данному региону в рамках конкретного вида деятельности, то это плохой признак.
- Показывает ли организация длительное время одни убытки?
- Есть ли у вашей фирмы серьезные суммы налоговых вычетов?
- Не растут ли расходы быстрее доходов по отношению к проданной продукции?
- Не ниже ли зарплата по сравнению со средними показателями рынка в конкретном регионе в данной сфере?
- Не приближаются ли показатели компании постоянно к «границам» налоговых режимов?
- Игнорируются ли запросы ФНС РФ?
- Не появляются ли лишние, необоснованные с экономической точки зрения цепочки между контрагентами при осуществлении сделок?
- Не отклоняются ли показатели рентабельности от того, что в среднем происходит на рынке?
- Меняет ли компания часто местонахождение? Регулярная перерегистрация фирмы способна сама по себе стать причиной проведения проверки.
- Не выходит ли компания постоянно в ноль?
- Возникают ли другие ситуации налоговых рисков?
Конечно, самостоятельной проверки недостаточно. Большую роль в выстраивании безопасного и эффективного взаимодействия с налоговыми органами играет юридическая проверка компании. Обычно квалифицированные юристы осуществляют аудит источников информации о деятельности организации: сервисы проверки юрлиц, государственные реестры, федеральные ресурсы, структуры ФССП, МВД, таможенной службы. Обратившись в юридическую компанию владелец бизнеса при сопровождении грамотного специалиста сможет скорректировать корпоративные документы компании, типовые формы договоров с работниками и подрядчиками, документацию, направляемую в кредитные учреждения. Указанные действия способствуют уменьшению репутационных рисков и предупреждению налоговых проверок.