Договорные споры при ведении бизнеса возникают также часто, как и возникновение взаимовыгодного бизнес-сотрудничества на основе договоров между предпринимателями, компаниями и их контрагентами. Если некоторые сделки приносят ожидаемую прибыль бизнесу, то иные договоры не приносят выгоды, и предприниматель сталкивается с несвоевременным или некачественным исполнением обязательств со стороны контрагента. Недобросовестное поведение сторон договоров является своеобразным капканом на пути ведения успешного бизнеса, реализации предпринимательских идей и проектов, и, к сожалению, такие случаи встречаются в бизнесе очень часто.
По каким основаниям могут возникать договорные споры?
Договорные споры могут возникать из отношений сторон, которые они закрепили в форме письменного соглашения. Споры сторон по договорам могут касаться ситуаций исполнения договора, когда одна из сторон выполнила свою часть обязательств, но не получила удовлетворения и выгоды, на которую рассчитывала при заключении сделки. Можно привести множество примеров подобных нарушений из практики:
- при нарушении сроков исполнения обязанностей пострадавшая сторона может потребовать взыскания штрафных мер с нарушителя, например, неустойки, пени, процентов;
- при неоплате товаров, работ и услуг сторона по договору вправе взыскать задолженность;
- когда оплата по договору осуществлена своевременно, но не выполнены работы или не передан товар - суд может обязать подрядчика или поставщика осуществить данные действия надлежащим образом.
Также возможны споры по изменению договора: если наступают критические обстоятельства, которые существенно затрудняют исполнение договора, и которые стороны не могли предусмотреть при заключении сделки, стороны могут обратиться в суд для разрешения спора.
Споры по договорам могут касаться расторжения договора, а точнее, последствий такого расторжения: например, если контрагент длительное время не выполняет своих обязательств надлежащим образом или договор стал невозможен для исполнения по вине нарушителя.
Договорные споры между предпринимателями часто характеризуются возникновением убытков. Недобросовестность контрагентов может привести к финансовым рискам компании, упущенной выгоде, которую предприниматель мог бы извлечь из сделки. В таких случаях, в результате судебного разбирательства по договорному спору предпринимателю возмещаются убытки и потери.
Заблуждение относительно обстоятельств заключения договора как основание для возникновения спора
Нужно упомянуть еще один вид споров по договорам, которые могут возникнуть если до или после заключения договора, его исполнения или прекращения контрагент предоставил недостоверную информацию о критически важных обстоятельствах, имеющих значение для договора. Например, информация может касаться:
- получения всех необходимых разрешений от государственных органов, совершения для целей договора регистрационных и нотариальных действий;
- наличия у подрядчика всех необходимых средств и инструментов для качественного и своевременного выполнения обязательств по договору;
- взаимовыгодности условий сделки для сторон;
- банкротного статуса, платежеспособности стороны по договору;
- отсутствие действующих мораториев на исполнение договора, государственных правовых актов, ограничивающих возможность заключения соглашений и их исполнения;
- правоспособности контрагента.
Сторона, которая оказалась введена в заблуждение и полагалась на ложные сведения, может понести определенные имущественные потери. Соответственно, в рамках судебного разбирательства пострадавшая сторона договора может потребовать возмещения убытков или неустойки с недобросовестного контрагента.
Кроме того, причинами возникновения договорных споров могут выступать обман, насилие, принуждение, угроза.