Дело в том, что услуги по международной перевозке товаров облагаются НДС по нулевой ставке[1]. При этом международной считается перевозка, при которой один из пунктов (назначения или отправления) находится за пределами РФ, соответственно, другой пункт – в РФ.
Кроме того, к услугам по международной перевозке в целях применения нулевой ставки НДС приравниваются и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.Часто бывает, что в процесс перевозки груза вовлекаются несколько компаний (перевозчиков, экспедиторов, иных исполнителей). Соответственно, какие-то из них могут доставлять груз исключительно между пунктами, находящимися в пределах РФ, например, от склада российского продавца до порта либо, наоборот, от порта до склада российского покупателя. В подобных ситуациях возникает вопрос: какую ставку НДС нужно применить по такой «внутренней» части перевозки?
Практика показывает, что по данному вопросу часто возникают споры между организациями и налоговиками. Причём споры возникают как в случае, когда перевозчик/экспедитор применяет нулевую ставку НДС (тогда проблема возникает у него самого), так и в случае, когда тот применяет ставку НДС в размере 20 % (тогда проблема возникает у его заказчика).
Как тут быть?
Для начала приведём выводы, которые содержатся в п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33:
- оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами;
- нулевую ставку применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы 1-2 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса), лица, привлечённые экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.
Получается, что отдельные перевозчики/экспедиторы, вовлечённые в международную перевозку товаров, также вправе применять нулевую ставку НДС, даже если их услуги связаны исключительно с территорией РФ?
Да, именно так! И судебная практика подтверждает правильность нашего вывода. Но почему же тогда на практике возникают споры с налоговиками?
А потому что имеется одно главное условие для применения нулевой ставки НДС: привлекаемый к отдельному этапу международной перевозки перевозчик/экспедитор должен быть осведомлён о том, что доставляемый им груз имеет международную направленность. Причём такая осведомлённость должна быть не устной, а следовать из оформляемых документов. И вот здесь большое значение будет уделяться имеющимся документам.
Приведём несколько судебных примеров.
Пример 1. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.02.2019 № Ф09-9099/18 по делу N А47-12656/2017.
Суд отметил, что экспедитор не мог применять нулевую ставку НДС ввиду отсутствия заявок с указанием маршрута Россия-Казахстан, а также международных товарно-транспортных накладных (CMR). Данные документы сторонами договора транспортной экспедиции в периоде совершения спорных сделок не оформлялись, поскольку у налогоплательщика не имелось документально обоснованного намерения осуществлять продажу данного товара за рубеж.
Пример 2. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263 по делу № А53-30316/2016.
Предметом спора тут также явились вычеты НДС по перевозке груза в пределах РФ. Пострадавшей стороной выступила компания-экспедитор, которая заключила договор с заказчиком по оказанию комплекса услуг, связанных с комплексной перевалкой груза (для дальнейшей его отправки на экспорт). Эта компания-экспедитор, в свою очередь, привлекла перевозчика для того, чтобы тот доставил груз от склада заказчика до порта. Оба пункта находились в пределах РФ.
Перевозчик включил в стоимость своих услуг НДС по ставке 18% (на тот момент действовала такая ставка налога), соответственно, компания-экспедитор приняла этот НДС к вычету.
Налоговики посчитали, что спорная перевозка имеет прямое отношение к международной перевозке, поскольку впоследствии товар пошёл на экспорт (пусть и без участия конкретного перевозчика). Но компания выиграла суд.
В качестве обоснования суд принял условия договора экспедитора с перевозчиком, из которых не следовало, что перевозчик был осведомлён о дальнейшей поставке перевозимого груза на экспорт. Транспортные накладные также не подтвердили тот факт, что ООО перевозчик привлекался экспедитором в качестве соисполнителя (субисполнителя) транспортно-экспедиционных услуг для выполнения отдельного этапа международной перевозки экспортных товаров.
Пример 3. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2023 N Ф07-18647/2023 по делу N А56-129338/2022.
А здесь суд был выигран налоговой инспекцией, поскольку организации не удалось отстоять своё право на НДС-вычет.
Компания привлекала ряд фирм для приобретения таких услуг, как таможенное оформление, погрузочно-разгрузочные работы, документальное оформление разрешения на самостоятельный вывоз с терминала и др. Исполнители выставляли счета-фактуры на свои услуги с 20% НДС, хотя, по мнению ИФНС, эти услуги должны были облагаться по нулевой ставке. В итоге по результатам камеральной проверки вычет был «снят».
Суд при рассмотрении спора сделал вывод, что такое «снятие» НДС-вычета было законным, поскольку инспекция смогла доказать, что участники рассматриваемых сделок были осведомлены о внешнеэкономическом (международном) характере движения грузов. Факты осведомлённости участников сделок были подтверждены представленными актами, декларациями на товары и др. документами, в т.ч. оформленными таможенными органами.
Пример 4. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.11.2018 № Ф02-3524/2018 по делу № А78-19778/201.
Последнее дело касается уже не споров по поводу правомерности заявленного НДС-вычета, а спора относительно правомерности применения перевозчиком нулевой ставки НДС.
И вот здесь ситуация похуже, поскольку применение нулевой ставки НДС требует подтверждения путём представления в ИФНС соответствующего пакета документов. Перечень документов предусмотрен в п. 3.1 ст. 165 НК РФ. В этот перечень входят «копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации[2])». При этом, как правило, на таких документах должны быть проставлены отметки таможенников.
У перевозчика/экспедитора, оказывающего услуги внутри РФ, таких документов просто может не быть. Это и случилось в указанном выше судебном решении. Поэтому суд вынес решение в пользу инспекции.
ВЫВОД:
Для перевозчиков
Если вы решили применить нулевую ставку НДС к своим услугам, оказываемым в пределах РФ, то необходимо позаботиться о том, чтобы в наличии были документы, подтверждающие факт вывоза/ввоза в РФ груза. Имеет смысл, например, запросить копии таких документов у своего заказчика.
Для заказчиков перевозки
Если перевозчик собирается выставить вам 20% НДС, то позаботьтесь о том, чтобы из документов, которые оформляются между вами, не прослеживалась осведомлённость перевозчика об импортном\экспортном характере груза.
Автор:
Оксана Родионова, руководитель налоговой практики АБ «Деловой фарватер»[1] подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ
[2] подп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ