По словам главы ФНС Даниила Егорова, до 50 млрд руб. остаются вне налогообложения из-за «определённых действий недобросовестных налогоплательщиков». Он указал, что нужен инструмент ретроспективного условного государственного залога, который и будет применяться с момента начала проведения налоговой проверки.
Как сейчас
Как показывает практика, у налогоплательщика не всегда есть достаточно имущества, и тогда обеспечение накладывается на операции по расчётным счетам. Эта крайняя мера часто бывает губительной для бизнеса, ведь организации перекрывают жизнеобеспечение.
Как будет, если примут поправки
В будущем такие меры могут быть наложены на бизнес намного раньше – сразу, как только началась выездная налоговая проверка. Такие меры будут носить название «предварительных обеспечительных мер».
В Госдуме рассматривается законопроект № 47595-8, в соответствии с которым налоговым органам будет позволено принять обеспечительные меры сразу после вынесения решения о проведении выездной проверки.
Как следует из «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов», Минфин России предусмотрел на ближайшие годы проработку вопросов предоставления права налоговым органам применять предварительные обеспечительные меры для борьбы со схемами сокрытия недобросовестными плательщиками своего имущества и выводом активов.
По мнению Минфина, это позволит усовершенствовать порядок налогового администрирования, поскольку не даст недобросовестным плательщикам скрыть своё имущество во время проведения выездной налоговой проверки. Ведь с момента начала ВНП до вынесения по её итогам решения проходит долгий период времени, поэтому компании могут вывести свои активы.
Цена вопроса
Сейчас при наложении обеспечительных мер имеет значение доначисленная по результатам проверки сумма налогов вместе с суммой пени и штрафов.
Но если законотворцы поддержат предлагаемую Минфином инициативу, то как будет считаться сумма при наложении предварительных обеспечительных мер при том, что на начало ВНП сумма доначислений ещё неизвестна?
Так, согласно законопроекту, сумма предварительных обеспечительных мер будет определяться как положительная разница между совокупной суммой налогов, рассчитанной исходя из среднеотраслевой нагрузки, и фактической суммой оплаченных налогов организацией в проверяемом периоде.
При этом само имущество будет оцениваться одним из трёх способов:
• по рыночной оценке
• по кадастровой стоимости
• по остаточной стоимости на дату вынесения решения о ВНП.
Возможно, при таком подходе процедура оспаривания кадастровой стоимости утратит свою популярность.
Поэтому, если у конкретной компании налоговые платежи на протяжении нескольких лет подряд сопоставимы со среднеотраслевой налоговой нагрузкой, то новая инициатива вряд ли создаст для них негативные налоговые последствия. А вот для компаний, у которых налоговая нагрузка существенно ниже среднеотраслевой (а то и вовсе убыточная деятельность), последствия могут быть ощутимы.
Полагаем, что этот законопроект породит ещё немало спорных вопросов. Тенденция предварительных обеспечительных мер не соответствует принципам презумпции невиновности налогоплательщика. Сам факт того, что имущество налогоплательщика будет публично перечислено в реестре обеспечений ещё до получения результатов ВНП с высокой вероятностью вызовет опасения у контрагентов, и, как следствие, снизит возможности налогоплательщика по ведению хозяйственной деятельности. Надеемся, что законодатели всё же пересмотрят этот законопроект и учтут интересы бизнеса.
А мы продолжаем следить за тенденциями законотворчества в области налогообложения и информировать вас о значимых новостях.