inform@delfarvater.ru
+7 (495) 929-70-50 +7 (495) 929-70-50 Звоните круглосуточно*Круглосуточная поддержка – только для действующих клиентов*
top menu burger
top menu cross

«Налоговые оговорки» в договоре

Время прочтения: 12 минут

«Налоговые оговорки» в договоре

В последнее время бизнес всё чаще включает в договоры так называемые «налоговые оговорки». Это такие положения в договоре, которые позволяют одной стороне возместить за счёт другой личные налоговые потери, которые она понесла по вине поставщика (либо его поставщиков).

В такой оговорке заинтересованы, прежде всего, те, кто выступает в сделках покупателем или заказчиком. Ведь именно они ставят НДС к вычету, поэтому при неблагоприятных условиях рискуют лишиться этого вычета. А наличие в договоре «налоговой оговорки» позволит покупателю/заказчику компенсировать свои потери за счёт поставщика/исполнителя, из-за которого налоговики сняли вычет НДС.

Поставщикам/исполнителям, в свою очередь, наличие такой оговорки крайне невыгодно, поскольку им придётся платить денежные средства своему контрагенту-покупателю, т.е. нести дополнительные расходы.

С другой стороны, отказавшись от внесения «налоговой оговорки» в договор, продавец может упустить хорошего клиента. Ведь при таком отказе потенциальный покупатель, скорее всего, усомнится в благонадёжности продавца и может передумать с ним сотрудничать.

Поэтому если ваш потенциальный покупатель настаивает на включении в договор «налоговой оговорки», возможно, не стоит сразу же отказывать ему в этом. Просто к данному вопросу следует подойти аккуратно, оформив положения о «налоговой оговорке» таким образом, чтобы отвечать только за свои огрехи, а не за ошибки своих поставщиков (их поставщиков и т.д.). А мы расскажем об основных моментах.


Что сказано в законе

Гражданское законодательство в настоящее время предлагает два механизма «налоговых оговорок»: заверения об обстоятельствах (ст. 431.2 ГК РФ) или возмещение потерь (ст. 406.1 ГК РФ).

Принципиальное отличие между двумя этими механизмами заключается в том, что по ст. 431.2 ГК РФ вследствие неисполнения заверений об обстоятельствах поставщиком возмещаются убытки, а по ст. 406.1 ГК РФ поставщик возмещает имущественные потери из-за наступления определённого события.

При этом убытки возникают, если есть причинно-следственная связь между действиями контрагента и наступившими последствиями (убытками компании).

Другими словами, убытки должны быть причинены вследствие предоставления поставщиком заверения покупателю (например, заверения в том, что он будет своевременно отражать в декларации по НДС стоимость отгруженных покупателю товаров), которые по факту оказались недостоверными (либо не были им исполнены).

В то время как возникновение потерь по ст. 406.1 ГК РФ не зависит от наличия факта недобросовестного поведения контрагента. Здесь важное значение имеет наступление определённого обстоятельства (например, снятие инспекцией НДС-вычета).

На практике бизнес прибегает к использованию как первого, так и второго механизма (иногда используется конструкция, включающая использование одновременно обеих вышеуказанных статей ГК РФ). Однако чаще всё же встречается механизм возмещения потерь по ст. 406.1 ГК РФ, и это достаточно просто объясняется.

Дело в том, что в «налоговой оговорке» заинтересован непосредственно покупатель/заказчик. И ему выгоднее использовать ст. 406.1 ГК РФ, поскольку тогда будет проще получить с контрагента деньги в случае проблем с вычетом НДС (не придётся доказывать суду наличие причинно-следственной связи между поведением самого поставщика и подлежащими возмещению потерями, вызванными наступлением определённых сторонами обстоятельств).

Это удобно покупателям в тех случаях, когда проблемы с НДС-вычетом у них возникли из-за сложного налогового разрыва, при котором расхождения в НДС обнаружены на последующих звеньях цепочки.

 

Согласие продавца на раскрытие налоговой тайны

 При рассмотрении «налоговой оговорки», нельзя не упомянуть согласие организации на предоставление сведений о налоговой тайне.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ налогоплательщик может на добровольной основе направить в инспекцию согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. Это согласие составляется по форме и формату, утв. Приказом ФНС России (Приказ ФНС России от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1085@).

В согласии на раскрытие налоговой тайны отражается соответствующий код сведений (в зависимости от того, какую информацию согласен «обнародовать» налогоплательщик). Например, если это информация в несформированном источнике по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС, то в документе-согласии проставляется код под номером 20006.

Фактически подача такого документа свидетельствует о том, что организация отказывается от режима налоговой тайны в отношении определённой части сведений (в данном случае – сведений о наличии несформированного источника по цепочке поставщиков). Поэтому, как только налоговики обнаружат «налоговый разрыв» в цепочке – все покупатели этой организации тут же узнают об этом, получив от инспекции информационные письма.

Именно поэтому покупатель, настаивающий на включении в договор положений о «налоговой оговорке», может одновременно с этим потребовать, чтобы поставщик также направил в ИФНС согласие на раскрытие тайны в части несформированного источника для принятия к вычету НДС.

Таким образом, если вы являетесь поставщиком, и ваш покупатель настаивает на подаче такого согласия, учитывайте, что если инспекция обнаружит налоговый разрыв – все ваши покупатели могут узнать об этом, получив из инспекции соответствующее информационное письмо. И это может обернуться для вас неблагоприятными последствиями.

Как показывает практика, покупатели, получив такие письма, обычно не дожидаются момента, когда налоговики снимут вычеты из декларации, доначислив по акту и решению НДС. Они просто опережают их, подавая «уточнёнки». Фактически покупатели добровольно отказываются от НДС-вычета.

В спорах важны детали!

Судебная практика буквально наполнена спорами по договорам, содержащим «налоговые оговорки». Это означает, что даже если стороны при заключении договора внесли в него пункты об оговорке и обо всём договорились «на берегу», то потом, когда покупатель сталкивается с претензиями со стороны налоговых органов по части вычета НДС, возникают споры между сторонами договора.

Это объясняется тем, что покупателям не хочется иметь проблем с ИФНС, поэтому они сразу готовы добровольно подать «уточнёнки» с исключёнными вычетами (стоит налоговикам только «заикнуться» о разрывах). А продавцу в этой ситуации совсем не хочется брать на себя налоговые последствия своего покупателя, если он при этом исполнил все свои налоговые обязательства и по факту никаких нарушений не совершал (а совершали, например, его поставщики или поставщики поставщиков, т.е. имел место сложный разрыв).

В итоге стороны идут в суд, и тут уже исход дела будет зависеть от конкретных обстоятельств и, самое главное, от того, как именно были прописаны «налоговые оговорки» в договоре.

Приведём несколько примеров судебных решений.

Примеры, где покупателям удалось возместить потери за счёт своего поставщика:

- Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2022 N Ф10-2263/2022 по делу N А64-6524/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 27.10.2022 N 310-ЭС22-19846 было отказано в передаче для пересмотра);

- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2021 N Ф06-9213/2021 по делу N А65-23203/2020;

- Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.09.2022 N Ф08-7869/2022 по делу N А32-41754/2021;

- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.09.2022 N Ф06-9368/2021 по делу N А49-9946/2020.

Во всех этих примерах поставщиками подавались в инспекцию согласия на раскрытие налоговой тайны в части наличия признаков несформированного по цепочке поставщиков источника для НДС-вычета. Напомним, что благодаря такому согласию покупатели сразу же оповещались о появлении сложного налогового разрыва в отношении конкретного поставщика.

В указанных делах в договоре содержалось обязательство поставщика, что если признаки несформированного источника для вычета НДС будут выявлены налоговиками, и покупатель уведомит об этом поставщика, то последний устранит их в месячный срок. А если не устранит, то обязуется возместить покупателю его имущественные потери, которые тот понесёт в связи со снятием вычета НДС.

Причём в некоторых делах в договоре была предусмотрена возможность добровольного отказа покупателя в вычете НДС на основании информационных писем из ИФНС.

Все эти положения договора в совокупности сыграли против поставщиков, и, соответственно, оказались «на руку» покупателям.

В последнем деле из указанного выше списка возможности добровольного отказа в вычете НДС (при получении информационных писем из ИФНС) договором предусмотрено не было. Напротив, в договоре было сказано, что «размер имущественных потерь (убытков) оценивается, как равный совокупности сумм не подтверждённого вычета по НДС, доначисленного налоговым органом, пеней, штрафа за несвоевременную уплату налога».

Несмотря на эту формулировку о необходимости наличия факта доначисления налога, которого в указанном споре не было (покупатель здесь не стал дожидаться доначисления и решил сам отказаться от вычета, получив из инспекции информационное письмо), суд всё равно принял решение в пользу покупателя.

Примеры, где покупателям не удалось возместить потери за счёт своего поставщика

В деле, рассматриваемом в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.07.2023 N Ф03-3245/2023 по делу N А51-8188/2022, покупатель не смог выиграть по трём причинам.

Во-первых, по причине «неудачной» для покупателя формулировки «налоговой оговорки» в договоре.

Компенсация была согласована не в качестве условия о возмещении потерь, а определена как мера ответственности за нарушение спорного договора, которая является последствием, наступающим в результате выявления «налоговых разрывов». При такой формулировке покупателю нужно было доказать, что именно определённые действия (или бездействие) его поставщика привели к налоговым потерям. Таких доказательств он привести не смог.

Во-вторых, по причине несоблюдения покупателем порядка, предусмотренного в договоре, в котором был указан подробный алгоритм действий (например, покупатель при получении от налоговиков информации о «налоговом разрыве» должен был уведомить об этом своего поставщика в месячный срок, чтобы тот урегулировал ситуацию). Покупатель такие действия не совершал и отказался применять вычет по итогам совещания комиссии.

В-третьих, по причине отсутствия решения инспекции, которым на покупателя возлагались бы обязанности в части уплаты НДС.

В споре, рассматриваемом в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2019 N Ф04-3978/2019 по делу N А46-11014/2018), покупатель не смог взыскать убытки с поставщика, поскольку Договором было предусмотрено, что в обоснование требования о возмещении потерь (убытков) покупатель предоставляет поставщику соответствующее решение инспекции по результатам камеральной или выездной проверки. Но покупатель такое решение не смог предоставить, т.к. отказался от вычета сам – на этапе проведения налоговиками заседания комиссии по рассмотрению деятельности налогоплательщиков, в ходе которой была озвучена информация о «сложных расхождениях».

В деле, рассмотренном в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.03.2021 N Ф08-1807/2021 по делу N А63-8167/2020) суд отказал покупателю во взыскании убытков по ряду причин:

·       не представлены доказательства противоправных действий поставщика;

·       не представлено решение налогового органа об отказе в вычете НДС;

·       покупатель не применил вычет по собственной воле;

·       не доказана причинно-следственная связь между поведением поставщика и наступлением у покупателя негативных последствий.

В заключение отметим, что наличие в договоре положений о «налоговой оговорке» не спасёт покупателя в том случае, если поставщик окажется технической организацией или прекратит свою деятельность к моменту спора. Даже если покупатель пойдёт в суд и выиграет дело, то само судебное решение не будет иметь актуальности без возможности его реально исполнить.



Еще больше интересных обзоров читайте в нашем Телеграм-канале


Вернуться к списку событий

+7 (495) 929-70-50

Мы на связи круглосуточно*Круглосуточная поддержка – только для действующих клиентов*
‎‎+7 (495) 929-70-50

inform@delfarvater.ru

Закажите семинар
«Защита бизнеса от проверок налоговых и правоохранительных органов»

Отправьте заявку, и наш специалист перезвонит вам, чтобы обсудить подробности и стоимость

Отправить
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.
Также подтверждаю, что я ознакомился с Политикой обработки персональных данных
Оставьте заявку
на бесплатную встречу с адвокатом
Поможет нам быстро подобрать для вас специалиста по вашей теме

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку персональных данных.
Также подтверждаю, что я ознакомился с Политикой обработки персональных данных

Первичные консультации по защите бизнеса — бесплатные.

Мы будем рады ответить
на ваши вопросы
по телефону:
+7 (495) 929-70-50
Вопрос адвокату
Просьба отнестись с пониманием: наши специалисты
отвечают на вопросы, связанные только
с безопасностью и юридическим сопровождением бизнеса.

Задайте вопрос – это БЕСПЛАТНО!

*Обращения, поступившие после 18:00, обрабатываются на следующий день

Поможет нам быстро подобрать для вас
специалиста по вашей теме
Стать клиентом
АБ «Деловой фарватер»
Пожалуйста, задайте ваш вопрос и оставьте ваши контакты,
и мы оперативно с вами свяжемся
Поможет нам быстро подобрать для вас
специалиста по вашей теме
Оставьте заявку
на бесплатную встречу с адвокатом
Поможет нам быстро подобрать для вас
специалиста по вашей теме

Мы используем файлы cookie, чтобы сделать наш сайт полезнее для вас. Если вы продолжаете читать наш сайт, значит, вас это устраивает (но вы можете выключить cookie в настройках браузера) Ok