Юридическая защита бизнеса
+7 495 929-70-50 Звоните круглосуточно

Кого и почему проверяет ОЭБиПК

Добавить в закладки

Оперативные подразделения в сфере Экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) МВД РФ являются структурными подразделениями органов внутренних дел, в должностные обязанности которых входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие налоговых и экономических преступлений.

Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление экономических и налоговых преступлений, а также оперативное сопровождение возбужденных по результатам ОРМ уголовных дел, осуществляют подразделения экономической безопасности различного уровня, в том числе:

  • территориальные подразделения экономической безопасности (например, отдел экономической безопасности УВД по ЦАО г.Москвы);
  • подразделения экономической безопасности ГУВД по субъектам РФ (например, Управление экономической безопасности ГУВД по г.Москве);
  • подразделения экономической безопасности Главных управлений МВД по федеральным округам (например, ГУВД по ЦФО);
  • Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудники подразделений экономической безопасности руководствуются Законом РФ от 7.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Порядок осуществления сотрудниками подразделений экономической безопасности оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, регламентировался УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ.

Чаще всего сотрудники подразделений экономической безопасности вмешиваются в деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение, выявление и документирование налоговых преступлений, предусмотренных соответствующими налоговыми статьями УК РФ:

  • Ст.198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.
  • Ст.199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
  • Ст.199.1 УК РФ Неисполнение обязанностей налогового агента.
  • Ст.199.2 УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

При получении информации о возможных фактах совершения налогового преступления сотрудники управлений (отделов) экономической безопасности проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на проверку полученной информации и документирование фактов уклонения от уплаты налогов.

Если по результатам оперативно-розыскных мероприятий получены достаточные данные, свидетельствующие об уклонении от уплаты налогов, руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) предлагается добровольно уплатить выявленную сумму налоговой недоимки, штрафов и пеней. В случае уплаты руководитель организации (индивидуальный предприниматель) освобождается от уголовной ответственности в соответствии с примечаниями к ст.ст.198, 199 УК РФ.

В случае несогласия с выводами органов внутренних дел и отказа добровольно уплатить выявленную недоимку, штрафы и пени, полученные материалы направляются в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст.ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Еще совсем недавно возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям могло быть осуществлено исключительно на основании полученных из налоговых органов материалов. Но как показала практика, данное положение, закрепленное в законодательстве, вынуждало использовать в рамках уголовного процесса специальные познания в судебной бухгалтерии, что в совокупности с нечеткостью критериев выбора экспертов отрицательно сказывалось на раскрытии налоговых преступлений.

С 22 октября 2014 года в Уголовно-процессуальный кодекс РФ были внесены кардинальные изменения в отношении порядка возбуждения уголовных дел по данной категории преступлений. Теперь по действующей ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовных дел являются:

  • явка с повинной; 
  • заявление о преступлении;
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

По действующему порядку следователь, получивший информацию о возможном совершении налогового преступления, при выявлении им оснований для возбуждения уголовного дела обязан в трёхдневный срок направить сообщение в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу плательщика. Тот в течение пятнадцати суток с момента получения сообщения должен направить следователю заключение о наличии или отсутствии нарушений налогового законодательства. Очевидно, этого срока может быть недостаточно для проведения полномасштабной налоговой проверки, поэтому налоговый орган также обязан сообщать и о том, что решение по итогам налоговой проверки ещё не принято или не вступило в законную силу. Следователь, получивший такое заключение налогового органа, должен вынести постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении. И вполне допустимо, что при наличии достаточных доказательств совершения налогового преступления уголовное дело может быть возбуждено следователем еще до получения им ответа из налогового органа.

А налоговый орган, в отличие от следствия, может и не обнаружить никаких нарушений требований закона — тогда получится, что заключение об отсутствии признаков налогового правонарушения поступит из налогового органа тогда, когда по уголовному делу уже будут полным ходом идти следственные действия. Такой конфликт в оценках налоговых и следственных органов может быть объективно и справедливо разрешен только с привлечением квалифицированных экспертов. В уголовных делах такого рода характерно противостояние юридических, налоговых и экономических заключений сторон обвинения и защиты.

Вообще в законе предусмотрен механизм, позволяющий избежать подобных сложностей. В любом случае, если следователь возбуждает уголовное дело без заключения налогового органа, то в соответствии с ч. 9 ст. 144 УПК РФ он обязан направить материалы в налоговый орган.

Таким образом, по смыслу ч. 7 ст. 144 УПК РФ возбуждение уголовного дела по налоговым преступлениям допускается лишь на основании поступившего от органа дознания сообщения о преступлении. А все прочие основания, указанные в ст. 140 УПК РФ, будут лишь поводами для проведения проверки поступившей информации органом дознания и проведения им неотложных следственных действий — например, обысков, арестов имущества и изъятий документов.

В случае возбуждения уголовного дела осуществляется предварительное расследование в форме предварительного следствия.

Оперативное сопровождение уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, осуществляют сотрудники подразделений экономической безопасности, проводивших доследственную проверку (оперативно-розыскные мероприятия, предшествующие возбуждению уголовного дела).

По окончании предварительного расследования уголовное дело направляется для разбирательства в суд, по завершении которого выносится оправдательный или обвинительный (95-97 % случаев) приговор.

Следует отметить, что при вынесении судами приговоров по уголовным делам, связанным с уклонением от уплаты налогов, наказания в виде лишения свободы, как правило, не назначаются. Реальное лишение свободы может быть назначено при наличии у виновного лица судимости за ранее совершенное преступление или при вынесении приговора при совокупности преступлений (совершение двух или более преступлений, например, уклонение от уплаты налогов и мошенничество). Как правило, в качестве наказания назначается штраф или условный срок. Помимо штрафа, который назначается в качестве наказания за совершение уголовного преступления (например, ч. 2 ст.199 УК РФ от 200 000 до 500 000 руб.), с налогоплательщика в пользу государства взыскивается сумма неуплаченных налогов, пени и штрафы. Также необходимо отметить, что при осуществлении предварительного расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу практически не применяется. Следователи, как правило, ограничиваются подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Это означает, что, если в отношении вас возбудили уголовное дело по факту возможного уклонения от уплаты налогов, вероятность оказаться в следственном изоляторе на время расследования уголовного дела при соблюдении ряда правил практически равна нулю. Например, нельзя давать следователю даже формальный повод для изменения меры пресечения, т. е. необходимо являться в назначенный срок по вызовам следователя, не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя и не препятствовать производству по уголовному делу.

Учитывая, что привлечение к уголовной ответственности возможно только за уклонение от уплаты налогов с организации, совершенное в крупном размере (свыше 5 млн руб.), отделы экономической безопасности в основном занимаются проведением оперативно-розыскных мероприятий с целью документирования налоговых преступлений в отношении предприятий, обороты которых составляют десятки миллионов рублей.

В связи с этим уголовные дела по ст.199 УК РФ практически не возбуждаются в отношении организаций, использующих упрощенную систему налогообложения. Здесь необходимо оговориться, что использование упрощенной системы налогообложения не является стопроцентной гарантией отсутствия проблем с правоохранительными органами.

В настоящее время используются различные схемы уклонения от уплаты налогов, при которых у организации с активной хозяйственной деятельностью в налоговой отчетности может отражаться незначительная выручка, позволяющая использовать упрощенную систему налогообложения.

Например, использование фиктивных договоров комиссии, по которым организация выступает в качестве комиссионера и осуществляет сделки по реализации товаров, якобы принадлежащих другой организации (комитенту). При этом комиссионер получает лишь минимальное комиссионное вознаграждение. При данной схеме минимальная выручка позволяет организации использовать упрощенную систему налогообложения.

В случае получения сотрудниками полиции в ходе проверки данных, подтверждающих фиктивный характер договоров комиссии, применение упрощенной системы налогообложения признается незаконным, расчет налогов осуществляется в соответствии с традиционной системой налогообложения. Также неуплата налогов может быть вменена руководителю организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, если будет задокументирован факт частичного ведения хозяйственной деятельности от лица «проблемной» организации. При данной схеме от лица основной организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, осуществляется минимальный объем хозяйственных операций (аренда, коммунальные платежи, выплата заработной платы, налогов и т.д.). Основной объем хозяйственных операций осуществляется от лица «проблемной» организации, с деятельности которой налоги не уплачиваются.

На практике это может привести к серьезным проблемам с проверяющими структурами, так как правоохранительными и налоговыми органами накоплен значительный опыт выявления и доказывания подобных схем уклонения от уплаты налогов.

Помимо борьбы с налоговыми преступлениями подразделения экономической безопасности также проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности, предусмотренных разделом VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». Деятельность коммерческих структур зачастую попадает в поле зрения отделов экономической безопасности при осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности по следующим направлениям:

Борьба с незаконным обналичиванием денежных средств, в рамках которой в поле зрения правоохранительных органов попадают организации, осуществляющие перечисления денежных средств на расчетные счета фирм-«однодневок» и фирм-«прокладок» (ст.171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», ст.172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность»).

Фирмы-«однодневки» выявляются сотрудниками полиции по следующим характерным признакам: а) Данные, свидетельствующие о фиктивном характере хозяйственной деятельности организации:
  • отсутствие офисных, складских и торговых помещений, используемых в хозяйственной деятельности организации;
  • отсутствие в штате организации сотрудников;
  • отсутствие справочной информации об организации в открытых источниках информации (Интернет, справочные печатные издания и т. д).
б) Наличие номинального директора:
  • организация оформлена на утерянный паспорт;
  • организация регистрируется на лицо, которое после регистрации к ее деятельности не имеет никакого отношения.
  • руководителем организации является подставное лицо, обязанности которого сведены к подписанию бухгалтерских и налоговых документов, при этом фактически юридическое лицо используется в качестве «транзитной» организации в схеме обналичивания денежных средств.
в) Недостоверная налоговая отчетность:
  • «нулевая» отчетность, в которой отражаются минимальные доходы, не соответствующие движению денежных средств по расчетному счету организации;
  • отчетность, в которой расходы практически равны доходам, при этом отсутствует первичная документация, подтверждающая произведенные расходы.
г) Анализ движения денежных средств по расчетному счету организации:
  • получение крупных денежных сумм от большого количества организаций-контрагентов;
  • отсутствие арендных и коммунальных платежей вследствие отсутствия офисных, складских и торговых помещений, используемых в хозяйственной деятельности организации.

Борьба с мошенничеством (ст. 159 УК РФ «Мошенничество»)

Сотрудники подразделений экономической безопасности при невыполнении договорных обязательств могут усмотреть в действиях должностных лиц организации признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ «Мошенничество», в следующих случаях:

  • отсутствие изначальной возможности исполнить обязательства по договору;
  • наличие нескольких заявителей, заключение новых договоров и получение оплаты при наличии аналогичных договоров, обязательства по которым не исполнены;
  • уклонение от контактов с контрагентом, игнорирование его официальных претензий.

Борьба с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей (cт.188 УК РФ «Контрабанда», ст.194 УК РФ – «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»).

В настоящее время ввоз товаров на таможенную территорию РФ зачастую осуществляется с нарушением действующего законодательства. Товар ввозится по различным «черным» и «серым» схемам, при этом документально право собственности переходит к конечному получателю товаров от подставных организаций, через которые осуществляется ввоз товаров.

Борьба с незаконным возмещением НДС(ст.159 УК РФ «Мошенничество»).

Следует отметить, что в настоящее время государство занимает крайне жесткую позицию в отношении незаконного возмещения НДС из бюджета. Уголовные дела возбуждаются при наличии минимальных оснований предполагать незаконное возмещение НДС из бюджета. Уголовные дела данной категории, как правило, ставятся на контроль вышестоящих правоохранительных органов.

Борьба с коррупцией (ст.159 УК РФ «Мошенничество», ст.290 УК РФ «Получение взятки», ст.291 УК  РФ «Дача взятки»).

В последнее время борьба с коррупцией является одной из приоритетных задач подразделений экономической безопасности. В настоящее время активизированы оперативно-розыскные мероприятия по выявлению преступлений коррупционной направленности в органах власти, в том числе в налоговых, таможенных органах и т.д. Учитывая, что решение проблем бизнеса с помощью взяток является массовым явлением, задержания руководителей и сотрудников коммерческих организаций за дачу взяток случаются достаточно часто. При этом зачастую не помогает даже использование посредников, что ошибочно считается надежным способом избежать уголовной ответственности за дачу взятки.

Борьба с нарушением авторских прав (ст.146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав»).

Как правило, в случае использования нелицензионного программного обеспечения сотрудниками подразделений экономической безопасности не удается доказать вину конкретных лиц, однако в ходе проверки деятельность организации может быть практически парализована в связи с тем, что в ходе проверочных мероприятий изымаются системные блоки офисных компьютеров, на жесткие диски которых установлено нелицензионное программное обеспечение.

Учитывая, что проводимые сотрудниками подразделений экономической безопасности оперативно-розыскные мероприятия могут повлечь серьезные последствия (возбуждение уголовного дела), мы рекомендуем вам тщательно подходить к выбору специалистов, которым вы доверите свою защиту.



Мы будем рады ответить на ваши вопросы по телефону: ‎+7 495 929-70-50

Первичные консультации по защите бизнеса — бесплатные.
Заявка на бесплатную встречу с адвокатом

Мы будем рады ответить на ваши вопросы по телефону:

+7 495 929-70-50

Первичные  консультации по защите бизнеса — бесплатные.

Заказать звонок
Вернуться к списку статей
Вопрос адвокату

Просьба отнестись с пониманием: наши специалисты отвечают на вопросы, связанные только с безопасностью и юридическим сопровождением бизнеса.

Стать клиентом АБ «ДЕЛОВОЙ ФАРВАТЕР»

Пожалуйста, задайте ваш вопрос и оставьте ваши контакты, и мы оперативно с вами свяжемся

Наши клиенты
Наши клиенты