Юридическая защита бизнеса
+7 495 929-70-50 Звоните круглосуточно

Изменение в практике применения налоговых статей УК РФ от 29.12.2009

Добавить в закладки

29.12.2009 г. принят Федеральный закон №383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в НК РФ, УК РФ и УПК РФ.

Внесенные изменения заранее анонсировались в прессе как меры по «декриминализации налоговых отношений», направленные на улучшение положения налогоплательщиков. На первый взгляд, все выглядит очень радужно. Увеличение в несколько раз сумм налогов, за сокрытие которых привлекают к уголовной ответственности, отмена «посадок» за налоги, очередное сокращение полномочий полиции и т. д.

Напомним, что аналогичные позитивные настроения преобладали в деловом сообществе и перед принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности».

Увеличение сумм привлечения к ответственности

Согласно принятым к ст. 199 УК РФ поправкам 07.03.2011 уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 миллионов рублей.

На первый взгляд, принятые поправки должны будут привести к сокращению количества уголовных дел, возбужденных по ст. 199 УК РФ. Безусловно, количество уголовных дел снизится, но не значительно. Станет больше уголовных дел, возбужденных по ч. 1 ст. 199 УК РФ.

Следует отметить, что в 2009 г. оперативно-розыскные мероприятия проводились в основном в целях проверки информации о возможных фактах уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, т. е. свыше 2 500 000 руб. согласно старой редакции ст. 199 УК РФ.

Дело в том, что в системе МВД приоритет всегда отдавался выявлению тяжких преступлений. Согласно действующему законодательству уклонение от уплаты налогов в крупном размере (ч. 1 ст. 199 УК РФ) является преступлением небольшой тяжести, а в особо крупном размере  (ч. 2 ст. 199 УК РФ) – тяжким.

Так как документирование налоговых преступлений является трудоемким процессом, сотрудники полиции зачастую ограничивались сбором доказательной базы на указанную сумму, экономя свое время (сумма выявленного уклонения не являлась критерием оценки). Например, если в результате оперативно-розыскных мероприятий выявлялись сделки налогоплательщика с проблемным контрагентом, которые привели к сокрытию налогов на сумму свыше 2 500 000 руб., материалы проверки зачастую передавались в следственные подразделения для возбуждения уголовного дела без проведения оперативно-розыскных мероприятий по иным сделкам налогоплательщика.

Теперь же сотрудники полиции будут вынуждены проводить оперативно-розыскные мероприятия до выявления сумм сокрытия налогов на сумму свыше 15 млн руб., что в конечном результате крайне негативно отразится на положении налогоплательщиков.

При выявлении сумм уклонения от 5 до 15 млн руб. уголовные дела будут возбуждаться по ч. 1 ст. 199 УК РФ.

Деятельное раскаяние

К ст. 198–199.1 УК РФ добавлено примечание, согласно которому налогоплательщик, впервые совершивший налоговое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если им полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Глава 4 УПК РФ также дополнена ст. 28.1, предусматривающей прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 198–199.1 УК РФ, и с его согласия, в случае, если до окончания предварительного следствия причиненный бюджетной системе РФ ущерб в виде недоимки, штрафа, пени, возмещен в полном объеме.

Следует отметить, что освобождение от уголовной ответственности в случае полного возмещения причиненного ущерба уже вводилось в 1998 г., после чего отменялось в 2003 г.

Говорить о том, что данная норма будет эффективно работать, было бы опрометчиво. Дело в том, что большинство налогоплательщиков будет просто не в состоянии уплатить вменяемые суммы сокрытых налогов. Увеличение сумм по ст. 199 УК РФ приведет к тому, что контролирующие органы будут вынуждены выявлять и документировать максимально возможные суммы сокрытых налогов, что сделает невозможным их добровольное погашение.

Кроме того, действие данной нормы распространяется только на налогоплательщиков, впервые совершивших налоговое преступление. Получается, если руководитель организации добровольно погасил выявленную недоимку за 2009 г. вместе с пенями и штрафами, он будет освобожден от уголовной ответственности. Но если впоследствии у налогоплательщика выявят недоимку за 2010 г., он будет привлечен к уголовной ответственности.

Усиление взаимодействия налоговых и правоохранительных органов

Пожалуй, наибольшие негативные последствия могут повлечь изменения, касающиеся порядка взаимодействия правоохранительных и налоговых органов при расследовании уголовных дел налоговой направленности.

До внесения поправок сотрудники правоохранительных органов могли проводить оперативно-розыскные мероприятия и расследовать уголовные дела налоговой направленности без привлечения налоговой инспекции. В случае необходимости проводились совместные выездные налоговые проверки. Однако на практике это происходило редко, так как представители обоих ведомств предпочитали работать по отдельности.

Уголовные дела по факту уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере возбуждались следственными подразделениями МВД России на основании решения налогового органа или на основании данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом в случае возбуждения уголовного дела на основании данных, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, следственные органы не были обязаны привлекать налоговый орган при проведении следственных действий.

Сумма уклонения от уплаты налогов определялась на основании судебной налоговой экспертизы, при этом штрафы и пени налогоплательщику не начислялись. После завершения расследования уголовное дело направлялось в суд, и виновное лицо привлекалось к уголовной ответственности.

Теперь же, в случае если уголовное дело возбуждается на основании данных, собранных в результате оперативно-розыскных мероприятий, следственный орган в рамках уголовного дела обязан привлекать налоговой орган для установления сумм уклонения от уплаты налогов и расчета штрафов и пеней.

Последствия данных изменений могут серьезно осложнить жизнь налогоплательщикам, так как совместные мероприятия налоговых и правоохранительных органов всегда вызывали наибольшую трудность при организации юридической защиты.

Сохранение так называемых «безусловных» сумм уклонения от уплаты налогов

Если налогоплательщик уклонился от уплаты налогов на сумму свыше 2 000 000 руб., его могут привлечь к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 199 УК РФ, только если доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов.

Выходит, если организация заплатила 95 000 000 из 100 000 000 руб. налогов, подлежащих уплате, то руководитель данной организации не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Но если сумма уклонения составит 6 000 000 руб., руководитель организации может быть привлечен к уголовной ответственности. При этом если руководитель организации умышленно уклонился от уплаты всех налогов с организации, не заплатив ни копейки в бюджет, но сокрытая сумма налогов составила 1 990 000 руб., то он не является преступником.

Анализ изменений, внесенных в ст. 198–199.1 УК РФ с момента принятия УК РФ, свидетельствует о том, что проблема установления эффективной меры ответственности за совершение налоговых преступлений до настоящего времени не решена. Это уже третьи по счету изменения в ст. 198–199 УК РФ. Уголовная ответственность за налоговые преступления то ужесточается, то смягчается.

Складывается ощущение, что изменения принимаются без необходимого обобщения и анализа практики применения законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за налоговые преступления. Также не проводится анализ влияния изменений законодательства на общую собираемость налогов и иные показатели, позволяющие определить эффективность нововведений. В результате никаких принципиально новых идей, способных изменить сложившуюся ситуацию, не предлагается.

Определяющим фактором при установлении ответственности за уклонение от уплаты налогов должен являться именно  процент сокрытых налогов к сумме фактически уплаченных. Привлекать налогоплательщика к уголовной ответственности имеет смысл, только если он систематически уклоняется от уплаты значительной части налогов, подлежащих уплате.

Также следует отметить, что установленная ст. 199 УК РФ сумма в 2 000 000 руб. является не соразмерной с суммами ущерба, предусмотренными целым рядом статей УК РФ за совершение экономических преступлений. Например, менеджер организации, присвоивший себе 100 000 руб., может быть приговорен к реальному лишению свободы на несколько лет. Руководитель этой же организации за осознанное и систематическое уклонение от уплаты налогов на сумму 1 990 00 руб. не подлежит привлечению к уголовной ответственности, даже если он при этом не заплатил ни копейки налогов.

Поэтому необходимо или пересмотреть суммы ущерба по экономическим преступлениям в сторону их значительного увеличения, что может привести к всплеску экономической преступности, или принципиально пересмотреть вопросы ответственности за совершение налоговых преступлений.

Было бы правильнее отменить «безусловные» суммы уклонения от уплаты налогов при решении вопроса об уголовном преследовании налогоплательщиков и применять только процентный расчет.

Именно такой подход к ответственности за совершение налоговых преступлений может привести к реальной «декриминализации налоговой сферы». Уголовная ответственность должна применяться ко всем налогоплательщикам только за систематическое умышленное уклонение от уплаты налогов.

Остается только надеяться, что мнение представителей юридического сообщества будет услышано при внесении очередных изменений в налоговые статьи УК РФ.

Ограничение возможности применения заключения под стражу в качестве меры пресечения по налоговым статьям УК РФ

В ст. 108 УПК РФ внесено дополнение, согласно которому заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 198–199.2 УК РФ, при отсутствии следующих обстоятельств:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Следует отметить, что и до внесения данного дополнения заключение под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершение налоговых преступлений практически не применялось. Подобные случаи были единичны (1-3%). Один из них связан со смертью в больнице следственного изолятора «Матросская Тишина» сотрудника британской юридической фирмы Firestone Duncan С.Л. Магнитского, представлявшего интересы инвестиционного фонда Hermitage Capital. Внесение данного дополнения к ст. 108 УПК РФ можно расценивать как реакцию властей  на произошедшую трагедию.

Учитывая сложившуюся практику, внесенное дополнение большого значения для рядовых налогоплательщиков не имеет, так как вероятность оказаться за решеткой на время расследования уголовного дела по ст. 199 УК РФ и раньше была минимальной.

Изменение подследственности

С 1 января 2011 г. предварительное следствие по уголовным делам, возбужденным по ст. 198–199.2 УК РФ, будет производиться следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ. В настоящее время сбор информации в ходе оперативно-розыскных мероприятий осуществляют оперативные сотрудники полиции, а решение о наличии в собранных материалах достаточных данных для возбуждения уголовного дела принимают полицейские следователи, они же осуществляют расследование уголовных дел налоговой направленности.

Изменение подследственности предполагает большую объективность при рассмотрении материалов доследственных проверок и расследовании уголовных дел, возбужденных по ст. 198–199.2 УК РФ. Как все будет на самом деле – покажет время.


Мы будем рады ответить на ваши вопросы по телефону: ‎+7 495 929-70-50

Первичные консультации по защите бизнеса — бесплатные.
Заявка на бесплатную встречу с адвокатом

Мы будем рады ответить на ваши вопросы по телефону:

+7 495 929-70-50

Первичные  консультации по защите бизнеса — бесплатные.

Заказать звонок
Вернуться к списку статей
Вопрос адвокату

Просьба отнестись с пониманием: наши специалисты отвечают на вопросы, связанные только с безопасностью и юридическим сопровождением бизнеса.

Стать клиентом АБ «ДЕЛОВОЙ ФАРВАТЕР»

Пожалуйста, задайте ваш вопрос и оставьте ваши контакты, и мы оперативно с вами свяжемся

Наши клиенты
Наши клиенты