inform@delfarvater.ru
Заказать звонок
+7 (495) 929-70-50 +7 (495) 929-70-50 Звоните круглосуточно*Круглосуточная поддержка – только для действующих клиентов*
top menu burger
top menu cross

Новостная аналитика

Добавить в закладки

Сергей Литвиненко Налоги 17.10.2014

Следователям вернули право возбуждать уголовные дела без согласия налоговиков. Комментарий адвоката компании «Деловой фарватер» Сергея Литвиненко

Президент России Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (об уточнении порядка возбуждения уголовных дел)».

Согласно новому закону, следователи будут направлять сведения о преступлениях налоговикам, а те не позднее, чем через 15 суток, должны дать следствию заключение о наличии или отсутствии нарушения законодательства о налогах и сборах. Следователь будет решать вопрос о возбуждении дела после получения такого заключения.

О том, с какими трудностями придется столкнуться бизнесу в связи с принятием данного закона, рассказывает адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко:

Закон вводит сложную схему действий следователя при поступлении сведений о правонарушении. Инициатива предусматривает четкие сроки: при обнаружении преступления следователь должен в течение трех суток направить сообщение в налоговый орган, в котором состоит на учете налогоплательщик. А налоговый орган в свою очередь должен не позднее, чем через 15 суток после получения материалов, направить один из трех возможных ответов: о наличии или отсутствии нарушения налогового законодательства или же о том, что решение по результатам налоговой проверки еще не принято или не вступило в законную силу. Но необходимо учитывать, что большинство мероприятий налогового контроля, а также выездные и камеральные налоговые проверки – не столь оперативные мероприятия. В частности, вышестоящий налоговый орган должен будет направить запрос в нижестоящую инстанцию, а это занимает время.

В п. 9 данного закона говорится, что следователь в срок не позднее 30 суток со дня сообщения о преступлении должен принять процессуальное решение. Учитывая, что одним из ключевых критериев оценки деятельности следователей являются сроки, за которыми следит руководство, органы прокуратуры (и сами заявители) будут постоянно запрашивать у следователя информацию о ходе рассмотрения этих материалов. Таким образом, данный пункт приведет к колоссальной нагрузке на сотрудников органов. Совершенно очевидно, что инициатива усложнит работу правоохранительных органов, добавив в нее ненужного бюрократизма.

Для налогоплательщика здесь тоже мало позитивных моментов. Например, сейчас, если в ходе арбитражного производства суд встал на сторону предпринимателя, то мнение налогового органа признается несоответствующем действительности. А по новому закону, следователь может проигнорировать судебное решение. Это противоречит фундаментальным принципам российского законодательства об обязательности исполнения судебных актов для всех должностных лиц и органов власти.

Особый момент – это случай, когда мнение органа дознания и налогового органа разойдется. Например, орган дознания будет утверждать о наличии недоимки в размере 10 млн рублей, а налоговый орган в ходе проверки установит, что размер недоимки – всего 5 млн. Тогда возникнут вопросы уже к должностным лицам налоговой инспекции, которые проводили проверку. Такая ситуация будет наводить на мысли о наличии халатности или коррупционной составляющей, а также о сговоре между налоговиками и предпринимателем. Можно предположить, что данная статья увеличит вероятность проверки деятельности самих налоговых органов со стороны Следственного комитета РФ.

Еще одно «слабое место» данного закона – это процедурные вопросы, поскольку есть устоявшиеся принципы уголовного судопроизводства. Например, следователь является самостоятельной процессуальной фигурой, которая обязана принимать решения при наличии признаков преступления. Все действия, которые предполагает закон, ставят под сомнение его статус и усложняют работу. Кроме того, закон приведет к усложнению процедуры проверки, в результате чего могут быть утрачены существенные доказательства. А злоумышленники смогут совершать действия, затрудняющие привлечение их к уголовной ответственности.

Стоит также учитывать, что с 1 января 2015 года изменится порядок и процедура администрирования налога на добавленную стоимость. В этой связи следственные органы наверняка столкнутся с валом сообщений о наличии налоговых преступлений.

Суть нововведений в том, что налоговый орган сможет в автоматическом режиме ежеквартально выявлять факты включения в налоговую декларацию по НДС ложных сведений. Это приведет к тому, что при наличии определенных оборотов налогоплательщика после каждого отчетного периода будут вызывать в налоговые органы для дачи пояснений.

На фоне грядущих изменений, связанных с НДС, данный закон желательно было бы принять в комплексе иных законов, в частности, офшорной амнистии и предлагаемого увеличения нижних пределов размеров недоимки для возбуждения уголовных дел.

Безусловно, закон спровоцирует всплеск негативного воздействия правоохранительных органов на бизнес. Теперь следователи могут возбуждать уголовные дела, связанные с налогами, практически в любой момент, поскольку это никак не связано с проверками налоговиков и не зависит от их выводов. То есть предугадать появление на пороге компании следователя будет сложно, возбуждение дела может произойти внезапно. Поэтому ожидаемо, что произойдет новая волна «закошмаривания» бизнеса. Следствие по уголовному делу может завершиться его закрытием и не дойти до суда, либо же развалиться в суде, то есть предпринимателя могут и не наказать, но длиться такое дело может не один месяц. Естественно, это сильно ухудшит прибыль налогоплательщика и даже может довести его бизнес до банкротства. Недобросовестные следователи могут «кошмарить» ту или иную компанию по заказу ее конкурентов либо для получения взятки за прекращение дела.

Новый порядок возбуждения уголовных дел, связанных с налогами, приведет к усилению давления на бизнес со стороны правоохранительных органов. Особенно это коснется малых и средних предприятий, которые менее защищены, чем крупный бизнес.

Принятие этого закона имеет позитивные цели – способствовать очищению рынка от недобросовестных предпринимателей, повысить собираемость налогов и уменьшить количество случаев применения схем налоговой оптимизации. Но этого удастся достичь только в том случае, если закон будет применяться без злоупотреблений, которых сейчас опасается бизнес-сообщество. В противном случае все это приведет к тенизации части бизнеса и сокращению доли малого и среднего бизнеса в стране.

Вводимый новым законом порядок уже действовал в России ранее. Несколько лет назад его изменили на действующий (до принятия этого закона следователи не могли возбуждать дела без участия налоговиков) и теперь опять вернулись к прежним правилам. Если проследить тенденцию, то в целом в бизнес-сообществе отмечали, что действующий до принятия этого закона порядок лучше влиял на ведение бизнеса и способствовал снижению количество случаев «закошмаривания».

Если обратиться к зарубежной практике, то в США и Европе налоговые преступления расследуются с участием налоговиков и в основном по их инициативе. В соответствующих органах в США и большинстве стран Европы есть отделы, отвечающие именно за налоговые преступления и правонарушения. В США вообще без налоговиков и их выводов предпринимателя не могут наказать за уклонение от уплаты налогов.

 

Что еще почитать по этой теме:

Кого и почему проверяет ОЭБиПК

Последствия возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Защита при проверках МВД

Обзор изменения законодательства, регулирующего уголовную ответственность за совершение налоговых преступлений, с 1996 года по настоящее время 

Защита при проверках ФНС

Возмещение НДС

Регистрация офшорных компаний





Закажите семинар
«Защита бизнеса от проверок налоговых и правоохранительных органов»

Отправьте заявку, и наш специалист перезвонит вам, чтобы обсудить подробности и стоимость

Отправить
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.
Также подтверждаю, что я ознакомился с Политикой обработки персональных данных
Оставьте заявку
на бесплатную встречу с адвокатом
Поможет нам быстро подобрать для вас специалиста по вашей теме

Нажимая на кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку персональных данных.
Также подтверждаю, что я ознакомился с Политикой обработки персональных данных

Первичные консультации по защите бизнеса — бесплатные.

Мы будем рады ответить
на ваши вопросы
по телефону:
+7 (495) 929-70-50
Вопрос адвокату
Просьба отнестись с пониманием: наши специалисты
отвечают на вопросы, связанные только
с безопасностью и юридическим сопровождением бизнеса.

Задайте вопрос – это БЕСПЛАТНО!

*Обращения, поступившие после 18:00, обрабатываются на следующий день

Поможет нам быстро подобрать для вас
специалиста по вашей теме
Стать клиентом
АБ «Деловой фарватер»
Пожалуйста, задайте ваш вопрос и оставьте ваши контакты,
и мы оперативно с вами свяжемся
Поможет нам быстро подобрать для вас
специалиста по вашей теме
Оставьте заявку
на бесплатную встречу с адвокатом
Поможет нам быстро подобрать для вас
специалиста по вашей теме

Мы используем файлы cookie, чтобы сделать наш сайт полезнее для вас. Если вы продолжаете читать наш сайт, значит, вас это устраивает (но вы можете выключить cookie в настройках браузера) Ok